Закон о такси с изменениями 2019 года: правила перевозки и трактовка

Еще несколько лет назад услуги частного перевозчика не внушали доверия пассажирам. Последние часто сталкивались с неаккуратным вождением, неисправными автомобилями или недобросовестными водителями. Чтобы улучшить ситуацию, Госдума издала закон о такси. Чего ждать от новых внесенных изменений – читайте дальше.

Основные положения закона

ФЗ №69, как называется этот нормативный документ, был издан в апреле 2011 г. для контроля работы таксомоторных компаний и диспетчерских сервисов. За 8 лет его существования изменения вносились всего два раза. Третьи по счету поправки обретают законную силу только сейчас, во второй половине 2019 года. Разберемся более подробно в их сути.

Разрешение (лицензия) на работу

Разрешительный документ на осуществление перевозок пассажиров выдает региональное представительство Министерства транспорта или уполномоченный орган исполнительной власти. Заявка на получение лицензии подается двумя способами: в письменном или электронном виде (через официальный портал государственных услуг). На сайте также предоставлен список обязательных документов для подачи и образец заявления.

Оригинал лицензии должен находиться в салоне такси

Законом предусмотрена возможность лицензировать не только личный транспорт, но также арендованные авто или взятые во временное пользование по доверенности. Разрешение на перевозку пассажиров выдается на конкретный автомобиль и действует 5 лет. Оригинал лицензии должен находиться в салоне такси, чтобы можно было беспрепятственно предъявить его по первому требованию клиента или сотрудника ГИБДД.

Публичный договор фрахтования

Формально это соглашение, заключаемое между службой перевозки и пассажиром в момент обращения последнего за услугой. Согласно договору таксомоторная компания обязуется фиксировать:

  • порядковый номер заказа;
  • дату его принятия;
  • срок выполнения;
  • координаты клиента;
  • марку и модель транспортного средства;
  • время подачи.

По прибытии такси по адресу диспетчер должен связаться с пассажиром и сообщить следующую информацию:

  • координаты автомобиля и фактическое время его приезда на место;
  • марку, модель, цвет кузова и гос. номер авто;
  • ФИО шофера.

Кассовый аппарат

Последние поправки к ФЗ №69 определяют, что с 1 июля 2019 года каждое такси должно быть оснащено онлайн-кассами.

Каждое такси должно быть оснащено онлайн-кассами

Аппарат обслуживается оператором фискальных данных и автоматически передает всю информацию об осуществленных платежах в налоговую службу. Заключая с клиентом договор фрахтования, представитель таксомоторной службы обязуется выдать пассажиру по окончании поездки чек или квитанцию об оплате услуг.

Согласно недавним новостям правительство может дать небольшую отсрочку до 2021 года на установление онлайн-касс.

Правильное оформление и оборудование машин

Лицензированное такси должно иметь обязательные атрибуты, прописанные в федеральном законе №69:

  • расцветка кузова, если таковая определенна конкретным регионом;
  • «шашечки» по бортам;
  • опознавательный фонарь оранжевого цвета на крыше;
  • таксометр.

В салоне машины на видном месте размещаются правила пользования автомобилем, а также информация о перевозчике:

  • название таксомоторной компании, оказывающей услуги;
  • контактные данные сервиса;
  • фотография и ФИО водителя;
  • действующие тарифы.

Транспортное средство, работающее в такси, должно регулярно проходить технический осмотр и перед каждой поездкой проверяться на исправность.

Требования к водителям

Согласно закону к перевозкам пассажиров допускаются физические лица, у которых имеется подтвержденный водительский стаж не менее 3 лет или непрерывный стаж вождения более 5 лет. Также перед каждым рейсом таксист обязан проходить медицинский осмотр.

Видео «Закон о такси в 2019 году»

В этом видеосюжете специалисты рассказывают, какие нововведения ожидают водителей и агрегаторов.

Какие изменения ожидаются в законе

Предположительно все поправки, внесенные Госдумой, окончательно вступят в силу с 1 января 2020 года. Давайте разложим по полочкам, чего ожидать частникам, агрегаторам и таксомоторным компаниям после Нового года.

Ездить можно только с разрешением

Сейчас на наличие лицензии все еще смотрят сквозь пальцы, однако уже скоро разрешительный документ будет обязательным. Проверить, лицензирована машина или нет, имеют право сотрудники ГИБДД, службы надзора, а также клиенты такси.

Разрешение выдается в течение месяца после рассмотрения заявления и действует 5 лет. За незаконную таксомоторную деятельность нарушителю грозит административный штраф, а повторное несоблюдение закона приведет к аресту авто.

Ездить можно только с разрешением

Установка таксометров обязательна

После оборудования машин таксометрами и кассами фискальным службам будет легче контролировать отчисление налогов. Так, перевозчик не сможет уклониться от обязательных платежей в гос. бюджет, а его деятельность будет полностью прозрачной.

Кроме счетчиков, авто будут проверять на укомплектованность, а водителей на профпригодность. В случае несоблюдения законодательства шофер может быть оштрафован на несколько тысяч рублей.

Что будет с иностранными таксистами

Определенности в этом вопросе пока нет. Мнения депутатов Госдумы разделились. Одни считают, что получить разрешение на перевозки могут только граждане Российской Федерации, а вот другие просят не лишать такого права мигрантов. С большей вероятностью иностранцы не будут допускаться к лицензированию, однако окончательное решение мы узнаем только после Нового года.

Депутаты Госдумы считают, что получить разрешение на перевозки могут только граждане РФ

Что ожидает диспетчерские службы

Изменения в законе о такси направлены на искоренение неофициальных посредников между водителем и клиентом. Согласно внесенным поправкам, диспетчерская служба должна будет пройти обязательную регистрацию. Далее она действует согласно законодательству:

  • сообщает пассажиру полную информацию о подъехавшей машине;
  • осуществляет контроль получения водителями лицензий;
  • несет ответственность за несоблюдение прописанных норм.
Записи телефонных разговоров, выполненные заказы, а также другая рабочая информация будет храниться в текстовой и электронной форме на протяжении полугода.
Совет автора

Плюсы и минусы нововведений

Поправки, которые вскоре окончательно вступят в силу, затронут не только таксомоторные компании, но также лиц, пользующихся их услугами.

Для таксистов

Изменения в законе призваны улучшить таксомоторный сервис, а потому для шоферов они будут иметь существенные плюсы:

  • защита на уровне государства от проблемных клиентов;
  • разрешение на фото- или видеосъемку в салоне такси;
  • гарантия исправности автомобиля;
  • понижение стажа для работы в такси до 3 лет.

Однако здесь есть и минусы:

  • лица без российского гражданства будут лишены права лицензирования;
  • шоферу невозможно будет сотрудничать с несколькими диспетчерскими сервисами одновременно;
  • таксисты без разрешения не смогут работать с таксомоторными компаниями или агрегаторами;
  • увеличатся размеры административных штрафов;
  • появится необходимость проходить медицинский осмотр перед каждым рейсом.

Для пассажиров

Нововведения коснутся не только лиц, занимающихся извозом. Для клиентов таксомоторных служб также имеются преимущества:

  • страхование от несчастных случаев во время поездки;
  • повышение безопасности за счет профпригодности водителей;
  • право требовать лицензию;
  • сокращение количества несанкционированных перевозчиков.

Но у медали есть и обратная сторона:

  • возникнет повышение тарифов, связанное с обязательным страхованием гражданской ответственности перевозчика;
  • увеличится время ожидания машины, так как перед подачей каждый автомобиль будет заноситься в единую базу.

Немного о штрафах

За работу на нелицензированном такси шофер выплачивает административный штраф в размере 50 тыс. р. Для индивидуального предпринимателя сумма увеличивается вдвое. Юридическое лицо штрафуется на 400 тыс. р. При повторном нарушении, кроме денежных санкций, производится арест транспортного средства и приостановка деятельности сроком до 3 месяцев.

За работу на нелицензированном такси шофер выплачивает административный штраф

Если на машине, не имеющей разрешительных документов, установлены атрибуты такси («шашечки», оранжевый фонарь и т. д.), владелец выплачивает штраф от 5 до 500 тыс. руб.

Работа без онлайн-касс будет стоить таксисту 30 тыс. р., а невыдача фискального чека клиенту по окончании поездки – от 2 тыс. р. Если правонарушение повторится, у водителя отбирают лицензию на 3 месяца.

При неправильном оборудовании транспортного средства под такси водитель несет административную ответственность в размере 3-50 тыс. р. Отсутствие информации о перевозчике будет стоить нарушителю от 1 тыс. р.

Новые поправки к федеральному закону о такси призваны повысить качество сервиса и безопасность пассажиров. Юристы настоятельно рекомендуют перевозчикам следовать закону, чтобы избежать больших штрафов или конфискации авто.